ОБЪЕМ СОВОКУПНОГО ЛИЗИНГОВОГО ПОРТФЕЛЯ СНИЖАЕТСЯ, ОДНАКО ПРИ ЭТОМ ОБЪЕМ НОВОГО БИЗНЕСА РАСТЕТ. ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО НЕСМОТРЯ НА НЕБЛАГОПРИЯТНУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ОБСТАНОВКУ И СНИЖЕНИЕ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЗИНГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТАЮТ С ВЫСОКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ. ОБ ЭТОМ «ФИНАНСАМ» РАССКАЗАЛ ДИРЕКТОР АССОЦИАЦИИ ЛИЗИНГОДАТЕЛЕЙ БЕЛАРУСИ СЕРГЕЙ ШИМАНОВИЧ.

«Финансы»: Какова роль лизин­говых организаций в экономике Беларуси? Как она изменялась за последние годы?

Сергей Шиманович: Роль лизин­га в белорусской экономике достаточ­но высока. Его доля в ВВП страны в разные годы колебалась в пределах от 0,7% до 2,5%, в общем объеме инвестиций в основной капитал — от 3 до 7%, в затратах на приобретение машин и оборудования — около от 9%.

Эти показатели — хорошие и свидетельствуют об эффективности работы лизингового сектора. Приведу в подтверждение простые расчеты. Всего на рынке зарегистрированы 94 компании, основной вклад вносят примерно 40. В этих компаниях ра­ботают всего около 800 человек. То есть всего три сотни человек делают 0,7% ВВП страны. Если взять тот же банковский сектор, то эффективность его работы будет существенно ниже. Да, несомненно, лизинговая отрасль испытывает определенные проблемы. Мы не можем существовать отдельно от остальной экономики. Но при этом надо отметить, что несмотря на до­статочно сильный спад в экономике в целом падение в лизинговой отрасли существенно ниже, чем в других от­раслях.

«Ф: По итогам 9‑ти месяцев 2016 года снизилась величина со­вокупного лизингового портфеля. С чем это связано?

С. Ш.: Да, за три квартала минув­шего года совокупный объем лизинго­вого портфеля с начала года снизился на 8% и составил около Br2,25 млрд. Причина этому — уменьшение дело­вой активности субъектов хозяйство­вания страны и, как следствие, — платежеспособного спроса на услуги финансовых институтов.

Однако при этом объем нового бизнеса по сравнению с аналогич­ным периодом 2015 года остался на прежнем уровне. И даже можно предположить, что показатели по но­вому бизнесу за весь 2016 год будут в итоге выше, чем за 2015‑й. То есть, интенсивность работы лизинговых организаций не упала.

«Ф»: Это говорит о стабильном интересе к лизингу как к финансо­вому инструменту?

С. Ш.: Лизинг, как финансовый инструмент, часто интереснее, чем, например, банковские кредиты.

Во-первых, лизинговая компания до получения последней выплаты является владельцем предмета дого­вора и может в случае неисполнения обязательств лизингополучателем вернуть себе этот предмет и реализо­вать его. С банками все сложнее. Они вынуждены требовать залог или по­ручительство, в случае неисполнения обязательств заемщиком они решают вопросы через суд. Таким образом, в силу большей защищенности лизин­говые компании могут предоставлять менее жесткие требования к лизинго­получателям

лизинго­получателям, чем банки к заемщикам

Во-вторых, лизинговые органи­зации уже долгое время работают с собственными средствами и фи­нансирование лизинговых проектов примерно на 40% осуществляется собственными средствами. Что по­зволяет достигать большей опера­тивности.

В-третьих, ресурсы, привлекаемые лизинговыми организациями, доста­точно разнообразны. Уже прошли те времена, когда компании выступали просто транзитерами: брали кредит, приобретали предметы лизинга, до­бавляли маржу, отдавали этот пред­мет лизинга в залог банку-кредитору. Да, все компании так или иначе пользуются внутренними ресурсами, но они уже давно перестали быть единственным или основным ис­точником финансирования. Сейчас очень высока доля проникновения иностранного капитала в лизинго­вую отрасль: он составляет порядка 40% объема нового бизнеса. Есть организации, которые учреждены иностранными субъектами хозяйство­вания — банками, промышленными холдингами. Есть те, которые просто привлекают финансирование из-за рубежа. Привлечение иностранного капитала ввиду его более дешевой стоимости позволяет лизинговым компаниям выступать с предложе­ниями, которые зачастую выгоднее банковских договоров.

«Ф»: Вот уже больше двух лет у лизинговых компаний есть воз­можность заключать договора с физическими лицами. Какими темпами развивается этот сег­мент?

С. Ш.: Да, 1 сентября 2014 года вступил в силу Указ Президента № 99 от 25 февраля 2014 года «О регули­ровании лизинговой деятельности». Этот нормативный документ суще­ственно изменил условия и правила осуществления лизинговой деятель­ности.

Главным нововведением стала то, что Указ предусмотрел возможность предоставления предметов в лизинг не только субъектам хозяйствования, но и физическим лицам, не осущест­вляющим хозяйственной деятель­ности, для использования в личных целях. Появился так называемый потребительский лизинг.

Первые договоры лизинга с фи­зическими лицами были заключены уже в 2014 году. По состоянию на 31.12.2014 г. было заключено 10606 таких договоров на общую сумму Br88 906 млн. В 2015 г. с фи­зическими лицами было заключено уже 29988 договоров на общую сумму Br626 545 млн. бел. руб. Таким образом, рост за 2015 год составил 605%. При этом в сегменте потре­бительского лизинга осуществляли деятельность всего 16 лизинговых организаций. Налицо бурный рост этого сегмента.

С чем это связано. Лизинг опера­тивен, не нужны поручители. Кроме того, валютное кредитование для физлиц недоступно, однако физли­цам доступен так называемый псев­довалютный лизинг. Это значит, что сумма сделки фиксируется в бело­русских рублях с привязкой к курсу, например, доллара. И если ставки на потребительские кредиты в банках колеблются в пределах 24%, то по лизингу они составляют — 14–19%.

В целом сегмент лизинга для физ­лиц выступил своеобразным драй­вером роста для всего рынка. Есть некоторые факторы, сдерживающие рост потребительского лизинга. На­пример, до сих пор существуют во­просы, связанные с освобождением части оборотов лизинговых органи­заций от НДС по договорам, заклю­чаемым с физическими лицами и их влиянием на финансовый результат лизингодателей.

«Ф»: Чем обусловлено низкое предложение жилья в лизинг для физлиц?

С. Ш.: Лизинг жилья пока молопо­пулярен. За весь прошлый год было заключено всего порядка 50 до­говоров, причем работала в этом сегменте одна компания — «АСБ Ли­зинг». Связано это с тем, что пока нет четкой нормативной базы, которая бы регламентировала весь спектр вопросов, связанных с лизингом жи­лья, — по эксплуатации, возмещению ущерба третьим лицам, регистрации, наследованию и др. Кроме того, до­говоры по лизингу жилья достаточно длительные — не менее 15–20 лет. И для того, чтобы лизинговая орга­низация могла осуществлять такие длительные инвестиции, она должна быть уверена, что эти инвестиции защищены.

Наша Ассоциация совместно с Нацбанком и другими компетент­ными органами подготовили по­ложение «О лизинге жилых домов и квартир в Республике Беларусь». В этом документе прописываются все нюансы: что будет происходить, если физлицо, которое приобрело в лизинг жилье, не заплатит за коммунальные услуги или, условно говоря, затопит соседей, порядок расторжения до­говора, выселения, защиты прав добросовестных лизингополучателей и многое другое. Совсем скоро этот документ должен вступить в силу. И это позволит лизинговым кампа­ниям активнее совершать сделки в сегменте жилой недвижимости.

«Ф»: Каковы Ваши прогнозы по лизинговой отрасли на 2017 год?

С. Ш.: Что касается потреби­тельского лизинга, то он продолжит активно развиваться. Этот сегмент еще далек от насыщения, потреби­тельского спроса пока мало. Важно решить вопрос с уплатой налога на добавленную стоимость. Если этот вопрос не будет решен, то он станет сдерживающим фактором развития данного сегмента.

Что касается лизинга юрлиц, то на мой взгляд его объемы сохранят­ся на уровне предыдущих двух лет и дальнейшего падения не будет. Предприятиям, несмотря на кризис, необходимо обновлять производ­ственные фонды. А лизинг стано­вится все более привлекательным инструментом.

ПРИЧИНА УМЕНЬШЕНИЯ ОБЪЕМОВ ЛИЗИНГОВОГО ПОРТФЕЛЯ — СНИЖЕНИЕ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ В СТРАНЕ.

ЗА ВЕСЬ ПРОШЛЫЙ ГОД БЫЛО ЗАКЛЮЧЕНО ВСЕГО ПОРЯДКА 50 ДОГОВОРОВ НА ЛИЗИНГ ЖИЛЬЯ

ЛИЗИНГ ДЛЯ ФИЗЛИЦ ВЫСТУПАЕТ ДРАЙВЕРОМ РОСТА ДЛЯ ВСЕГО РЫНКА