С.В.Шиманович

Директор Ассоциации лизингодателей Беларуси

Лизинг в Беларуси: состояние и перспективы.

 

Проведенный Ассоциацией лизингодателей Беларуси (на основании данных Национального банка Республики Беларусь) анализ работы лизинговых организаций Республики Беларусь, включенных в Реестр лизинговых организаций, за первое полугодие 2017 года, позволил выявить основные тенденции развития рынка лизинга Республики Беларусь в текущем году.

Совокупный объем лизингового портфеля лизинговых организаций Беларуси1  составил 2 377 157 751 бел.рублей (на 3,2 %) больше по сравнению с 01.01.2017 г. Всего действовало 296 758 договоров, что на 123 121 договор больше (на 70,9 %) по сравнению с 01.01.2017 г.

В сегменте договоров лизинга, заключенных с субъектами хозяйствования лизинговый портфель составил 2 155 332 481  бел.рублей, что на 36 620 235,0 бел.рублей (на 1,7 %) больше по сравнению с 01.01.2017 г. Всего действовало 26585 договоров, что на 180 договоров больше (на 0,7 %) по сравнению с 01.01.2017 г.

Наряду с общим увеличением совокупного объема лизингового портфеля произошло его увеличение  и в части договоров, заключенных с физическими лицами. Лизинговый портфель по таким договорам составил 221 825 270 бел.рублей (9,33% от совокупного размера лизингового портфеля. По состоянию на 31.03.2017 г. этот показатель равнялся 9,28 %), что на 38 145 389 бел.рублей (на 20,8 %) больше по сравнению с 01.01.2017 г. Всего действовало 270 173 договоров, что на 122 941 договор больше (на 83,5 %) по сравнению с 01.01.2017 г.

Приведенные данные свидетельствуют о: восстановлении роста размера лизингового портфеля в целом по отрасли, в том числе и в сегменте инвестиционного лизинга (договора лизинга, заключенные с субъектами хозяйствования) (в отличие от результатов за 1 квартал 2017 г, по итогам которого лизинговый портфель в данном сегменте был меньше, чем на начало года), сохраняющемся существенном  росте в сегменте потребительского лизинга (договоров лизинга, заключенных с физическими лицами), наметившейся стабилизации удельного веса потребительского лизинга в совокупном лизинговом портфеле.

В сегменте договоров международного лизинга произошло увеличение размера лизингового портфеля, составившего 71 466 640 бел.рублей (3,01 % от совокупного размера лизингового портфеля (88 договоров) (по состоянию на 31.03.2017 г. – 3,19 % и 80 договоров соответственно)), что на 4 850 076 бел.рублей (на 6,4 %) меньше по сравнению с 01.01.2017 г.

Общая сумма заключенных договоров лизинга за 2 квартал 2017 г. составила 795 486 631,0 бел. рублей (147 035 договоров), что составляет 71,6 % к совокупному значению за 2016 г. В сегменте инвестиционного лизинга общая сумма заключенных договоров составила 628 246 680 бел.рублей (4 208 договоров), что составляет 72,3 % к совокупному значению за 2016 г. В сегменте потребительского лизинга общая сумма заключенных договоров составила 167 239 951 бел.рублей (142 827 договоров), что составляет 68,9 % к совокупному значению за 2016 год. (Для сравнения – по состоянию на 30.06.2016 г. эти показатели составляли соответственно 34,5 % и 107,1 % к совокупному значению за 2015 г.). Приведенные данные свидетельствуют о значительно более высоком темпе роста лизинговой отрасли в текущем году по сравнению с прошлым годом в сегменте инвестиционного лизинга и снижающемся до уровня 2016 г — в сегменте потребительского лизинга. Снижение темпов роста в сегменте потребительского лизинга может свидетельствовать о постепенном его насыщении необходимым количеством конкурентоспособных предложений со стороны лизинговых организаций и возросшей активности банков, осуществляющих потребительское кредитование населения, вызванной как снижением процентных ставок по кредитам для населения, так и упрощением процедуры их получения. Рост договоров с субъектами хозяйствования подтверждает наметившиеся положительные сдвиги в экономике страны и как, следствие, рост хозяйственной  активности белорусских предприятий, все более активно обновляющих свои основные фонды.  Уменьшается и потребность субъектов хозяйствования в пополнении оборотных средств посредством механизма лизинга, о чем говорит заметно снижающийся удельный вес договоров возвратного лизинга в общей массе заключенных договоров: 7% от суммы заключенных договоров. По состоянию на 31.12.2016 г. этот показатель равнялся 10,4 %.

Совокупная стоимость переданных предметов лизинга (объем нового бизнеса лизингодателей) за 2 квартала текущего года составил 545 210 008 бел. рублей, что составляет 72,1 % к совокупному значению за 2016 год (по состоянию на 30.06.2016 г. – 41,7 % к совокупному значению 2015 г.),

Традиционно основными сегментами, в которых заключались договора лизинга, являлись:

Недвижимость: 32 797 615 бел.рублей (6,02 % от общей суммы переданных предметов лизинга) – 171 договор  (64,4 % к совокупному значению 2016 года). В основном такие договора заключались с субъектами хозяйствования. По-прежнему, пока наблюдается весьма незначительная активность лизинговых операторов с сфере жилой недвижимости. Так, за первое полугодие было заключено всего  чуть более 40 договоров лизинга по передаче гражданам жилых помещений. Остается надеяться, что после 6 октября 2017 года (после вступления в силу положений Указа Президента Республики Беларусь от 06.04.2017 г. № 109, касающихся регламентации лизинга жилой недвижимости в стране) интерес лизингодателей к данному сегменту возрастет. Однако, учитывая достаточно жесткие дополнительные  требования (правовые, квалификационные, финансово-экономические) к лизинговым организациям, которые будут заниматься лизингом жилья, и процедуре заключения и реализации договоров, говорить с полной уверенностью об однозначном росте объема таких договоров пока преждевременно.

Производственно-технические машины и оборудование: 212 135 426 бел.рублей (38,91 %), Было заключено 8 631 договоров  (105,9 % к совокупному значению 2016 года), что однозначно свидетельствует о существенном росте активности субъектов хозяйствования в сфере производства и оказания услуг по сравнению с прошлым годом

Транспортные средства: 224 268 628 бел.рублей (41,13 %) – 4 557 договоров (52,9 % к совокупному значению 2016 года).

Иные предметы лизинга: 76 008 339 бел.рублей (13,94 %) – 151 682 договора (93,6 % к совокупному значению 2016 года). Сохраняющиеся высокие темпы роста в данном сегменте по-прежнему обусловлены высоким потребительским спросом у населения на предметы длительного пользования, приобретаемые ими на условиях лизинга.

По итогам 2016 г. эти значения равнялись соответственно – 6,7%, 26,5%, 56,0%, 10,8%.

Одновременно с наметившимися положительные тенденции в развитии отрасли, в первом полугодии текущего года наметилась тенденция к  уменьшению сроков лизинга по вновь заключаемым договорам, что может говорить о неготовности как лизингодателей так и, в первую очередь, лизингополучателей к долгосрочным инвестициям, что вполне объяснимо в условиях сохраняющейся экономической неопределенности в Беларуси. Стоит отметить уменьшение  просроченных платежей: 1,45 % от общей суммы начисленных лизинговых  платежей (по итогам 2016 года этот показатель составлял 3,27 %), что однозначно свидетельствует об улучшении качества лизингового портфеля лизинговых организаций страны и сохраняющейся устойчивости лизинговой отрасли в целом.

Высокими остаются  уровень проникновения иностранных инвестиций в лизинговую отрасль Беларуси и ее привлекательность для иностранных инвестиций.

По состоянию на 31.07.2017 г. общий размер задолженности лизинговых организаций по валютным кредитам и займам (в основном заключенным с нерезидентами Республики Беларусь, в том числе Европейским банком реконструкции и развития), направленным для приобретения предметов лизинга, передаваемых в дальнейшем субъектам хозяйствования Республики Беларусь,  составил 208,5 млн. долларов США. Всего на рынке работало 5 крупных лизинговых организаций с иностранными инвестициями.

По-прежнему, весьма незначительна доля договоров  оперативного лизинга (0,025 % от совокупного размера лизингового портфеля лизинговых организаций Беларуси), что свидетельствует о полной неразвитости данного сегмента в стране и обусловлена существующими законодательными ограничениями.

Вышеприведенные данные позволяют говорить о начале восстановления рынка лизинга в целом по сравнению с прошлым годом и значительно более высоких темпах роста нового бизнеса в текущем году по сравнению с 2016 годом.  Сохранение данной тенденции во втором полугодии может позволить выйти отрасли по итогам года на результаты, значительно превышающие  показатели 2016 года.

Отдавая должное конструктивному подходу Национального банка в сфере регулирования лизинговой отрасли, несмотря на достаточно высокую степень учета действующими нормативными актами особенностей лизинга, как отдельного вида обязательств, и сбалансированность его нормативно-правовой среды, при планировании и практическом осуществлении лизинговой сделки по-прежнему существуют проблемные вопросы, требующие своего разрешения.

            К таким вопросам можно отнести:

  1. Невозможность привлечения иностранных инвестиций и заемных средств в лизинговую деятельность путем создания представительств иностранных организаций в Республике Беларусь для осуществления такой деятельности и трудности в расширении импортного и экспортного лизинга в связи с ограниченностью деятельности иностранных представительств в Республике Беларусь. Это обусловлено тем, что, несмотря на предусмотренную Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2014 г. № 99 норму о возможности осуществления лизинговой деятельности в Республике Беларусь иностранной организацией через постоянное представительство, реализовать ее на практике не представляется возможным в связи с установленным Советом Министров Республики Беларусь  запретом на осуществление коммерческой деятельности через представительства иностранных организаций. Данную проблему можно было бы решить, предусмотрев в действующем законодательстве возможность определения Национальным банком порядка открытия и деятельности представительств иностранных организаций, осуществляющих лизинговую деятельность в Республике Беларусь, а также о ведении Национальным банком реестра таких представительств (к примеру,  в готовящемся сейчас проекте Указа Президента Республики Беларусь по вопросам мегарегулирования финансового рынка).
  2. Повышенные риски, связанные с возможностью конфискации транспортных средств, принадлежащих добросовестному собственнику (лизингодателю), за правонарушения (преступления), совершенные без его вины и соучастия, что препятствует развитию лизинга транспортных средств. Проблема вызвана тем, что статьей 61 Уголовного кодекса Республики Беларусь и статьей 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь предусмотрена конфискация транспортных средств у лиц (в частности, у лизингополучателей или их работников), совершивших правонарушение (преступление) и не являющихся собственниками этих транспортных средств, без учета отсутствия вины собственника и его объективной невозможности предвидеть или предотвратить возможность правонарушения (преступления). Решить этот вопрос возможно лишь предусмотрев соответствующие изменения в вышеупомянутые документы. Как альтернативу предусмотренной вышеуказанными статьями ответственности можно было бы предложить конфискацию иного имущества правонарушителя, сопоставимого по стоимости с конфисковываемым теперь транспортным средством. Это позволило бы защитить законное право собственности добросовестного лизингодателя, не имеющего никакого отношения к факту совершения правонарушения, и не имеющего возможности принять меры к его предотвращению в силу того, что самой правовой природой лизинга предусмотрено разделение права собственности, остающегося у лизингодателя, и права владения и пользования, безусловно передаваемого лизингополучателю.
  3. Повышенные риски экспортного лизинга в связи с отсутствием возможности увеличения установленного срока поступления лизинговых платежей при наступлении независящих от лизингодателя-резидента обстоятельств. Это снижает привлекательность данного инструмента и объемы экспортного лизинга. Предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. № 465 ”О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь“ перечни оснований для приостановления сроков поступления лизинговых платежей по договорам экспортного лизинга и для прекращения обязанности обеспечения поступления этих платежей не учитывают некоторые возникающие на практике ситуации, не зависящие от  лизингодателя. В результате лизингодатель несет ответственность за формальное нарушение норм данного Указа. При этом не предусмотрены полномочия Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь по определению иных случаев приостановления или прекращения обязанности по обеспечению поступления лизинговых платежей (аналогичные полномочия предусмотрены законодательством в отношении обязательств по другим внешнеторговым договорам). Разработанный при участии Ассоциации лизингодателей проект Указа Президента Республики Беларусь ”О внесении  изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. № 465“ предусматривает расширение перечней оснований для приостановления и прекращения обязательств лизингодателя-резидента по обеспечению поступления лизинговых платежей, а также полномочия Совета Министров и Национального банка по установлению иных оснований. Проект Указа находится на рассмотрении Национального банка для представления предложений Совету Министров о возможности его согласования. В случае его принятия данная проблема будет решена.
  4. При привлечении кредитов (займов) от нерезидентов лизинговые организации уплачивают налог на доходы иностранных организаций (от 8 до 10 процентов от суммы процентных доходов). Эти расходы лизингодателя включаются в лизинговые платежи (увеличивают стоимость лизинга для лизингополучателя), что снижает степень привлекательности кредитов (займов) от нерезидентов и как следствие, сумму привлекаемых лизингодателями в страну иностранных инвестиций. В этой связи представляется целесообразным внести в Налоговый кодекс Республики Беларусь положения, отменяющие необходимость уплаты указанного налога для лизингодателей при привлечении ими от нерезидентов кредитов (займов), используемых для приобретения имущества, передаваемого в дальнейшем в лизинг.
  5. В настоящее время порядок бухгалтерского учета лизинговых операций и расчета коэффициентов платежеспособности лизинговых организаций определяется Министерством финансов Республики Беларусь и не всегда учитывает особенности лизинга. Это приводит к возникновению определенных сложностей при осуществлении отдельных операций в рамках лизинга, искажению финансовых показателей деятельности лизинговых организаций, наличию затруднений в регулировании этой деятельности со стороны Национального банка Республики Беларусь. Необходимо привести порядок бухгалтерского учета лизинговых операций в соответствие с действующим законодательством и практикой осуществления лизинга (в том числе по вопросам перенайма в рамках договоров лизинга, отражения курсовых разниц, перечня и порядка оформления первичных учетных документов при передаче предмета лизинга лизингополучателю, возврате его лизингодателю в случаях, предусмотренных договором лизинга и законодательством, а также являющихся основанием для бухгалтерского и налогового учета лизинговых платежей). Также, для обеспечения всей полноты фактической возможности осуществления Национальным банком Республики Беларусь функции регулятора лизинговой деятельности, предусмотренной указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2015 г. № 99, необходимо законодательно закрепить обязательность согласования всех вновь разрабатываемых нормативно-правовых актов, так или иначе затрагивающих вопросы лизинга,  с Национальным банком, в том числе и порядка бухгалтерского и налогового учета лизинговых операций.
  6. Актуальным остается вопрос повышения прозрачности и снижения рисков лизинговой деятельности, как финансовой деятельности, повышения объективности оценки платежеспособности лизингополучателей (физических и юридических лиц). Этому будет способствовать включение информации о задолженности по договорам лизинга, заключаемым с физическими и юридическими лицами в состав кредитных историй и наделение лизинговых организаций полномочиями по представлению указанной информации в кредитный регистр, а также по их доступу к кредитным отчетам наравне с банками. Для этого потребуется внести соответствующие изменения в Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года ”О кредитных историях“.

Справка:

  • По состоянию на 30.06.2017 г. в Реестр лизинговых организаций было включено 97 субъектов хозяйствования (из них лизинговая деятельность являлась основным видом деятельности для 77 организаций).