Шиманович Сергей Владимирович

Директор Ассоциации  лизингодателей Беларуси

Договора международного лизинга. Регулирование и практика.

 

В соответствии с Правилами осуществления лизинговой деятельности (утв. Постановлением Правления Национального банка № 526 от 18.08.2014 г.), (далее – Правила) международный (межгосударственный) лизинг – лизинг, при котором лизингодатель и лизингополучатель являются субъектами разных государств.

По сравнению с ранее принятыми нормативно-правовыми актами в Правилах появились определения экспортного лизинга и транзитного лизинга. Так под экспортным лизингом законодатель понимает – международный (межгосударственный) лизинг, при котором лизингодатель и продавец (поставщик) предмета лизинга являются субъектами Республики Беларусь, а лизингополучатель – субъектом другого государства. Транзитный лизинг – международный (межгосударственный) лизинг, при котором лизингодатель, продавец (поставщик) предмета лизинга и лизингополучатель являются субъектами разных государств;

Отдельно в Правилах выделен  импортный лизинг – лизинг, при котором лизингодатель и лизингополучатель являются субъектами Республики Беларусь, а продавец (поставщик) предмета лизинга – субъектом другого государства. Следует иметь в виду, что импортный лизинг не относится к международному (межгосударственному) лизингу.

В настоящее время вопросы реализации договоров международного лизинга с участием резидентов Республики Беларусь регулируются следующими  нормативно – правовыми документами:

Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, подписанная 28.05. 1988 г. в г. Оттаве.  Республика Беларусь присоединилась к данной конвенции в 1998 г.  на основании Указа Президента Республики Беларусь от 02.07.1998 N 352. Конвенция регулирует:

– вопросы, связанные с реализацией договоров лизинга, если коммерческие предприятия лизингодателя и лизингополучателя находятся в разных государствах и эти государства и государство, в котором находится коммерческое предприятие поставщика, являются Договаривающимися Государствами или соглашение о поставке и соглашение о лизинге регулируются правом Договаривающегося Государства.

– отношения, возникающие при осуществлении международного лизинга, определяет права и обязанности сторон. При возникновении вопроса о местонахождении коммерческого предприятия какой-либо стороны, если сторона имеет более одного коммерческого предприятия, Конвенция УНИДРУА определяет, что таким местонахождением будет являться местонахождение коммерческого предприятия, которое имеет наиболее тесную связь с соответствующим соглашением и его исполнением, учитывая обстоятельства, которые известны сторонам или подразумеваются ими до заключения этого соглашения или в момент его заключения.

Конвенция вступила в силу 1 мая 1995 г. К ней присоединились Республика Беларусь,  Франция, Италия, Нигерия, Венгрия, Панама, Латвия, Российская Федерация, Узбекистан. Кроме этих стран Конвенцию подписали, но пока не ратифицировали: Бельгия, Гана, Гвинея, Марокко, Панама, США, Танзания, Филиппины, Финляндия, Чехия и Словакия.

Конвенция о межгосударственном лизинге (заключена в г. Москва 25.11.1998 г. и ратифицирована Законом Республики Беларусь от 09.11.1999 N 309-З, вступила в силу для Республики Беларусь 30 августа 2001 года).

   Даная конвенция регулирует отношения между субъектами лизинговой деятельности – участниками данной Конвенции. В ней даются определения понятий, применяемых в лизинговой деятельности, определены права и обязанности сторон межгосударственного лизинга, регламентированы переход рисков между сторонами и другие вопросы в сфере межгосударственного лизинга. Участниками Конвенции являются Армения, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Украина. Ратифицировали – Армения, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан.

Нормы вышеназванных Конвенций могут быть применены только к лизинговым договорам, когда стороны договора лизинга являются  резидентами различных государств, присоединившихся к соответствующим конвенциям.

Соглашение о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в Содружестве Независимых Государств (подписано 12.10.2005г. в г. Москва и вступило в силу 26.12.2006 г.).

  Действует в Республике Армения, Республике Беларусь  и Республике Таджикистан.

В соответствии со статьей 6 Соглашения нормы Модельного закона «О лизинге», принятого на 25 Пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление от 14 апреля 2005 года № 25-6) используются при гармонизации и унификации национального законодательства в области лизинговой деятельности.

Вышеназванные документы являются частью гражданского законодательства и подлежат непосредственному применению на территории Республики Беларусь в силу положений ст.6 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им гражданского законодательства, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

Вопросы международного лизинга затрагивает и Указ Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 N 465 (с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь № 535 от 29.11.2012 г. «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь»). Регулирует вопросы предоставления рассрочки по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе предмета лизинга на территорию Республики Беларусь. В случае помещения товаров, являющихся предметами договоров международного лизинга под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, по заявлению лизингополучателя – резидента Республики Беларусь предоставляется рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость на срок действия договора лизинга, но не более чем на пять лет. Рассрочка предоставляется при условии обеспечения уплаты налога на добавленную стоимость. Погашение рассрочки и уплата процентов производятся в течение срока ее действия ежеквартально равными долями.

В соответствии с подп. 1.2. п. 1 Указа за предоставление рассрочки взимаются проценты, начисляемые на непогашенную сумму рассрочки в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты налога на добавленную стоимость, за каждый день срока, прошедшего с даты начала действия рассрочки (для первого взноса ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость) либо с даты уплаты предыдущего взноса (для второго и последующих взносов). Суммы процентов уплачиваются одновременно с платежами, вносимыми в счет погашения рассрочки. Подп. 1.3. п. 1 Указа разрешает лизингодателю в течение 90 календарных дней со дня прекращения договора международного  лизинга (в том числе в связи с его расторжением) заключить новый внешнеторговый договор, предусматривающий отчуждение предмета лизинга или передачу его в аренду.

Лизингодатель по международному лизингу обязан обеспечить поступление каждого лизингового платежа не позднее 90 календарных дней с соответствующей даты такого платежа, установленной в договоре международного лизинга, за исключением денежных средств, направляемых на уплату налогов согласно законодательству иностранного государства, и денежных средств, направляемых на оплату обязательств перед банками, в том числе перед банками – нерезидентами Республики Беларусь (кроме обязательств по уплате комиссионного вознаграждения банку, обслуживающему счет лизингодателя в Республике Беларусь, и обязательств по договорам, заключаемым с банками и предусматривающим осуществление банками деятельности для собственных нужд).

В развитие положений Указа N 465 было принято  Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2009 г. N 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга».

 Определило способы не денежного прекращения обязательств по договору международного лизинга. Постановлением предусмотрено, что обязательства по уплате платежей при выкупе предмета лизинга по отдельному внешнеторговому договору в установленные в подпункте 1.3 пункта 1 Указа. N 465 сроки могут быть прекращены в не денежной форме путем:

полного или частичного зачета встречных однородных требований по уплате платежей при выкупе предмета лизинга по отдельному внешнеторговому договору и оплате товара (работы, услуги) по иному внешнеторговому договору при их исполнении;

полного или частичного зачета встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между лизингополучателем – нерезидентом Республики Беларусь и иным нерезидентом Республики Беларусь уступки требования либо перевода долга;

прекращения обязательств новацией;

предоставления взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок предоставления которого устанавливаются сторонами.

При заключении договоров международного лизинга необходимо обеспечить наличие в данных договорах и договорах купли-продажи имущества, передаваемого в качестве предмета лизинга, всех существенных условий в соответствии с национальными законодательствами сторон договора с учетом положений соответствующих международных соглашений, применимых к таким договорам в каждом конкретном случае.

   По своей сути определение лизинга в законодательстве соседних стран существенно не отличается от Гражданского кодекса Республики Беларусь. Срок действия договора финансового лизинга в России определяется договором, в Республике Беларусь и Украине – не менее 1 года, в Республике Казахстан – не менее 3-х лет.

    Различия наблюдаются в определении субъектов лизинговой сделки. Если в России субъектами договора лизинга могут быть как юридические, так и физические лица, в Республике Беларусь  лизингодателем может быть только юридическое лицо (за исключением случаев, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь № 99 от 25.02.2014 г., когда лизингодателем может выступать  – индивидуальный предприниматель), а лизингополучателем – юридические и физические лица. В соответствии Законом «О финансовом лизинге» Республики Казахстан участники лизинговой сделки – юридические лица, выступающие в качестве лизингодателя и лизингополучателя и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, выступающие в качестве лизингополучателя.

По определению предмета лизинга законодательства соседних стран существенно не отличаются.

Существенные условия договоров лизинга и купли-продажи имущества, передаваемого в качестве предмета лизинга в Республике Беларусь определены Указом Президента Республики Беларусь №99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности».

          К существенным условиям  договора лизинга в Российской Федерации и Казахстане также относится описание предмета лизинга. В договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. Если таких данных в договоре нет, то условие о предмете лизинга считается несогласованным, а сам договор – незаключенным. ( Пункт 3 статьи 15 Федерального закона от 29 октября 1998 г № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»). В соответствии с пунктом 4 статьи 15 данного закона при реализации лизинговой сделки дата договора лизинга должна быть раньше даты договора купли-продажи имущества, передаваемого в качестве предмета лизинга,  так как именно договор лизинга обязывает лизингодателя заключить договор купли-продажи имущества для дальнейшей передачи его лизингополучателю. При заключении  договоров лизинга с резидентами Российской Федерации целесообразно определить в договоре лизинга реальную выкупную цену лизингового имущества, которая также является существенным условием договора лизинга, что может позволить минимизировать последствия возможных судебных споров с лизингополучателями. В последние годы имелись прецеденты, когда арбитражные суды России после досрочного прекращения договора лизинга (в связи с неисполнением лизингополучателем своих договорных обязательств) и изъятия предмета лизинга, обязывали лизингодателя вернуть лизингополучателю выплаченную последним  в процессе исполнения договора лизинга сумму возмещения инвестиционных затрат в части стоимости предмета лизинга, рассматривая получение таких платежей как незаконное обогащение. Особенно, если в договоре лизинга указывалась незначительная выкупная цена  предмета лизинга,  что интерпретировалось, как постепенный выкуп предмета лизинга. В основе такой судебной практики лежит различное понимание судами самой природы лизинга. Так, российские суды в большинстве случаев рассматривают лизинг как смешанный договор аренды и купли-продажи, и зачастую отказываются признавать приоритет арендной составляющей лизинговых отношений. Противоречивость российской судебной практики вызвана отсутствием четкой классификации правовой природы договора лизинга: Гражданский кодекс РФ исходит из арендного подхода, тогда как Закон о лизинге скорее из посреднического, позволяющего трактовать договор лизинга в большей мере как договор купли-продажи в рассрочку,  поскольку говорит об «инвестиционном» характере лизинга. 14марта 2014 г. состоялось заседание Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, где был рассмотрен проект Постановления «Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга», в котором закреплена сальдовая методика определения последствий расторжения договора лизинга и изъятия имущества. Данное Постановление распространяется на все виды лизинга, включая те, в которых выкупная цена является символической и, по сути, включена в лизинговые платежи. В Постановлении решен ряд важных вопросов. В частности, допускается автоматический переход права собственности к лизингополучателю после внесения всех договорных платежей. Это позволяет лизингополучателям выводить предмет лизинга из конкурсной массы при банкротстве лизингодателя. При заключении договоров лизинга с резидентами Российской Федерации следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ налог на движимое и недвижимое имущество, которое подлежит  учету на балансе в качестве объектов основных средств, в том числе имущество, переданное во временное владение и пользование, платит та сторона, у которой предмет лизинга находится на балансе, независимо от принадлежности права собственности.

Важным при заключении договоров международного лизинга является правильная классификация предметов лизинга по признаку отнесения их к движимому имуществу или транспортному средству. От этого зависит, какая сторона договора уплачивает налог на добавленную стоимость на доход лизингодателя. Если предметом лизинга является транспортное средство, то НДС уплачивается в стране лизингодателя, если движимое имущество – в стране лизингополучателя.

При реализации договоров международного лизинга, предметами которых являются транспортные средства, следует учитывать, что в  Российской Федерации порядок выдачи паспорта транспортного средства и паспорта самоходной машины регулируется  Положением о паспорте транспортного средства, позволяющим регистрировать транспортное средство на лизингополучателя, а ввоз и оформление автотранспорта в Республику Казахстан – Правилами государственной регистрации и учета отдельных видов транспортных средств, пункт 18 которых гласит, что транспортные средства регистрируются только за юридическими или физическими лицами, являющимися их собственниками (за исключением отдельных видов транспортных средств, которые могут быть зарегистрированы на лизингополучателя).

       В зарубежной практике и практике белорусских лизинговых операторов наибольшее распространение получили две основных схемы реализации сделки международного лизинга. Договор международного лизинга может заключаться непосредственно с лизингополучателем (лизингодателем) – нерезидентом, либо через партнерскую лизинговую компанию в стране реализации сделки.